Образовательные стандарты и требования
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре Программы и её объёму;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
ФГОС образовательные области
Социально – коммуникативное развитие:
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- Формирование готовности к совместной деятельности;
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие:
- Владение речью как средством общения;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие:
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).
Физическое развитие:
- Развитие физических качеств;
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
- Правильное выполнение основных движений;
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- Овладение подвижными играми с правилами;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- "ФГОС дошкольного образования"
- Комментарий к ФГОС дошкольного образования
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Приказ департамента образования Белгородской области № 3072 от 05 декабря 2013 года "О создании региональной рабочей группы по внедрению ФГОС дошкольного образования"
- Приказ департамента образования Белгородской области № 161 от 23 января 2014 года "Об утверждении плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС", приложение к приказу
- Приказ департамента образования Белгородской области № 596 от 26 февраля 2014 года "О внесении изменений в приказ департамента образования Белгородской области от 05 декабря 2013 года № 3072"
- Приказ департамента образования Белгородской области № 745 от 6 марта 2014 года "Об утверждении плана действий "дорожной карты" по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования", приложение к приказу
- Письмо департамента образования Белгородской области "Об организации обсуждения проекта Плана действий ("дорожной карты") введения ФГОС ДО"
- Инструктивно-методическое письмо «Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в 2013-2014 учебном году»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Пpикaз oб yтвеpждении плaнa действий («дорожной карты») пo обеспечению введения ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях Стapooскoльскoгo гopoдскoгo oкpyгa №451 от 01 апреля 2014г.
- Презентация "Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Памятка для родителей по ФГОС ДОО
- План действий ("дорожная карта") по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях Старооскольского городского округа